Close

Март 21, 2018

Подготовка поверхности и подбор шпона

Как правило, облицовывают те поверхности, которые будут на виду, поэтому в каждом конкрет­ном предмете мебели облицовываться будут различ­ные поверхности.

Подготовка поверхности облицовки заключает­ся главным образом в устранении различных дефек­тов, неровностей, что очень важно, поскольку, если недостаточно устранить имеющиеся дефекты, они бу­дут видны и после облицовывания, но тогда их устра­нить будет невозможно.

Различные вмятины лучше всего зашпаклевать клеевым раствором с добавлением мелких древесных опилок, а когда шпатлевка высохнет, ее зачищают рашпилем. Возможные бугры на поверхности детали снимают рашпилем или же рубанком.

Стоит также обратить внимание на все мельчай­шие повреждения поверхности как-то: отколы древе­сины, отверстия и т.п. Но в то же время некоторые небольшие трещинки или мелкие отверстия от гвоз­дей, которые в любом случае не смогут помешать ка­чественному облицовыванию, можно пропустить.

После соответствующей подготовки основания приступают к подбору шпона. Результатом такого подбора должен стать получившийся (составленный) красивый рисунок из раскроенных листов шпона, ко­торый бы в полной мере мог удовлетворить мастера (заказчика, покупателя и т.д.). Наиболее качествен­ные и красивые листы шпона, как правило, идут на облицовывание поверхностей, находящихся на самом виду — например, дверцы или крышки корпусной ме­бели.

Существует множество различных вариантов так называемого набора шпона. Набор можно произво­ла

дить — в рост, с включением контрастных полос, с контрастным фризом (окантовкой), в шашку, в елку и т.д. {рис. 45).

Самым простым из перечисленных вариантов набора шпона, безусловно, является набор в рост. Принцип его состоит в том, чтобы одинаковые по текстуре листы шпона укладывались один за другим, но при этом их расположение менялось бы попере­менно, — первый лист располагается одной стороной наружу, а второй — другой и т.д. В результате получа­ется довольно красивый симметричный рисунок тек­стуры, когда каждый последующий лист становится как бы зеркальным отображением предыдущего.

12 3 4

6                        7                       8                        9

Рис. 45. Варианты набора шпона:

1, 2, 3, 4 — в рост, 5 — с включением контрастных полос,

6 — с контрастным обрамлением, 7, 8 — в елочку, 9 — в шашку

Такой способ набора шпона можно применять, располагая листы как вертикально, так и горизон­тально, только не стоит забывать об одном важном

условии — направление волокон шпона не должно со­впадать с направлением волокон основания.

При выборе ориентировки листов шпона при­ходится учитывать их размеры. Если, например, в на­личии имеются листы шпона меньшей длины, чем длина облицовываемой поверхности, то лучше их расположить горизонтально, поскольку стыки по дли­не листа, в отличие от стыков по ширине, будут за­метны и, соответственно, испортят внешний вид из­делия.

К сожалению, далеко не во всех случаях воз­можно избежать стыкования листов шпона по длине, особенно когда приходится оперировать маломерным шпоном, а изделия, которые требуется облицевать, достаточно габаритны. В таких ситуациях рекомендует­ся прибегать к другим вариантам расположения лис­тов. Например, можно развернуть рисунок как по ши­рине, так и по длине, — в двух направлениях одновре­менно.

Если же шпон обладает маловыразительной тек­стурой (например, шпон ясеня), может оказаться по­лезным другой вариант набора шпона — в елочку, при котором листы укладываются под углом в 45°.

Набор в шашечку наиболее часто применяют в тех случаях, когда в наличии имеются листы шпона очень небольших размеров. Шпон раскраивают на одинаковые квадратики и наклеивают в шахматном порядке — вдоль и поперек волокон. Конечно, при та­ком расположении шпона практически невозможно достигнуть того, чтобы направления волокон всех квадратиков не совпадали с направлением волокон основы, но из-за малых их размеров этим обстоятель­ством допустимо пренебречь.

Общий рисунок можно дополнять декоративны­ми вставками (окантовками), изготовленными из шпона других пород дерева, отличающегося контрас­тной текстурой или (и) расцветкой.

Выше были приведены наиболее распростра­ненные традиционные варианты набора шпона, но, в принципе, мастер, выполняющий облицовку тех или иных деталей мебели, может придумать любой другой по своему усмотрению рисунок, исходя из имеющегося у него материала и личных пристрастий.

Яндекс.Метрика